пятница, 2 марта 2012 г.

работа моей мечты

Когда мне задают вопрос "Кем ты работаешь?" -  я впадаю в ступор. Вот учитель - он учит детей, доктор - лечит людей. А я - инженер - электроэнергетик. Я повелеваю электричеством. 


Примерно так скромно и со вкусом можно описать то, чем я занимаюсь.  Далее, обычно, следуют вопросы "а конкретно что ты делаешь? вот приходишь на работу и что?". Конечно, человеку, далекому от всякого рода технических дел очень сложно в двух словах объяснить, чем же таким волшебным я занимаюсь. Для того, чтобы примерно понять в чём смысл, мне лично потребовалось пять лет института и парочка плотной трудовой деятельности. Но я постараюсь это сделать. Начну издалека.
Все мы знаем, что без электричества нам труба. Во-первых, не будет интернета. А это уже предпосылки апокалипсиса вселенского масштаба. Ну и, понятное дело, в больницах не смогут работать реанимации, встанут все заводы, испортятся все продукты в холодильниках - ну это уже мелочи. Задумайтесь, откуда берётся электричество в ваших розетках? Правильно, оно прибегает по проводам в наши дома из специальных будочек - распределительных устройств.


Кстати, на самом деле электричество никуда не бежит. В проводах происходят волновые процессы. То есть - электричество - это волна, которая распространяется в определённом направлении и ей можно управлять.

А в эти будочки оно прибегает из будок побольше и класс напряжения у них повыше. В каждой из этих будок стоят такие штуки - трансформаторы. Они нужны для того, чтобы трансформировать электроэнергию из одного класса напряжения в другой. Вот представьте себе, что самый высокий класс напряжения в нашей стране - 750 кВ ( то есть 750 000 вольт). А в наших розетках оно 220 вольт. Электричеству нужно пройти кучу этапов трансформации, чтобы дойти до наших домов. 



Долгий путь электричества от самых крупных электростанций в наши дома: с 750 000 вольт до 500 000 вольт, с 500 000 до 220 000 вольт, с 220 000 вольт до 110 000 вольт, с 110 000 вольт до 35 000 вольт, с 35 000 до 10 000 вольт, с 10 000 до 6000 вольт, с 6000 вольт до 400 вольт и до 220 вольт.

Так вот, представьте себе, чтобы электричество свободно бегало, куда ему заблагорассудится - все электростанции страны и все наши розетки соединены одной  сетью. Огромной такой, я бы даже сказала, гигантской сетью. Её можно сравнить с паутиной, только не плоской, а объемной. Паутина начинается на напряжении 750 кВ и через трансформаторы спускается на этаж ниже, т.е. на 500 кВ и так дальше до 220 вольт. Сеть 750 кВ нужна для того чтобы передавать огромное количество электроэнергии на огромные расстояния. Например, одна линия электропередач 750 кВ между Калининской АЭС и подстанцией Владимирская длиной почти 400 км и передаваться по ней может 3000 МВт. Чтобы понять масштабы прикиньте, что этой мощности хватит на целую Тамбовскую или Костромскую область или на целый остров Сахалин, а также на целую Австрию или Бельгию, или Чехию... 



К слову, чтобы вы поняли, какой мощёй мы управляем, скажу, что Россия потребляет примерно 150 000 МВт, а Германия 35 000 МВт.

Итак, электричество такое своенравное, что идёт исключительно туда, где его ждут. Всегда. То есть, вы включили чайник и электричество с радостью прибежало к вам домой. Так вот и в масштабах всей электрической сети огромные потоки мощности постоянно качуют то туда, то сюда. Если на Урале ушли все спать и выключили свет, то электричество бежит в Центр, где только-только все вернулись домой с работы и начали готовить ужин. Естесственно, в этой паутине свои законы и свои ограничения. Например, всё в мире электричество не влезет в один единственный провод - он просто сгорит. Или все электростанции страны должны крутить свои турбины строго с одинаковой частотой, равной 50 Гц (слышали про такую?). Или мы должны предусмотреть различные аварии, как то - самолёт упадёт на опоры, но при этом у потребителя не должен погаснуть свет, или взорвалась Саяно-Шушенская ГЭС, самая мощная гидроэлектростанция страны - и не случилось никакой глобальной катастрофы (имею ввиду для электрической системы страны). Это как в гигантском организме, если вам выбили зуб, у вас не должны при этом отвалиться ноги. Все эти условия и многие другие обеспечивают качество электроэнергии. Грубо говоря, если качество соблюдено, то в вашем доме никогда не погаснет свет, никогда не будут мигать лампочки, никогда не сгорит ноутбук от скачков напряжения. Например, я уже знаю, если где-то в помещении начинает мигать свет, это может означать, что где-нибудь за тысячи километров на огромной атомной станции отключился один реактор, а может быть пьяный электрик Вася в вашем доме не до конца замкнул цепь.   



В энергетике страны работает огромное количество людей. Одни строят станции, тянут провода. Другие контролируют работу электростанций. Третьи ремонтируют линии. Четвёртые сидят в Министерстве электроэнергетики вон у меня за стенкой (не понимаю до сих пор чем они там занимаются). А есть мы - те, кто управляет этими огромными потоками электричества. И структура наша называется ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы". Надеюсь, после моего краткого курса молодого энергетика стало немного понятнее. Наше управление такое же ступенчатое, как и наша электрическая сеть. То есть в сетях 750 кВ и 500 кВ управляет Центральное диспетчерское управление (где я и работаю), в сетях 220 кВ - Объединённые диспетчерские управления (находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Пятигорске, Самаре, Екатеринбурге, Кемерово и Хабаровске), в сетях 110 кВ и ниже - Региональные диспетчерские управления (находятся в 60-ти городах России). Управление и контроль везде ведётся круглосуточно - на диспетчерских щитах, где видно в реальном времени откуда куда и сколько передаётся мощности.


При необходимости, умный человек под названием диспетчер перенаправит поток мощности или прикажет электростанции больше или меньше работать, а в крайнем случае, когда испробованы все варианты - отключит потребителя, но не переживайте, не нас с вами, а для начала самые маловажные объекты - какие-нибудь заводы или что-то в этом духе, от чего не зависит человеческая жизнь.



Я люблю свою работу за то, что она трудная и не под силу многим. За то, что она приносит реальную пользу людям. За то, что я нахожу в ней бескрайний простор для творчества, потому что я глубоко убеждена, что во всех точных науках творчества порой больше, чем в каком-нибудь виде искусства.



Так вот, когда я поступала на энергетический факультет, я не знала об этой профессии ничего. Мне просто интересно было во всём этом разобраться. Когда я поступила - я и не мечтала даже доучиться до конца первого курса. Когда я выпускалась из института - я и не мечтала о красном дипломе. А когда приехала в Москву, конечно - я и не мечтала работать в самом сердце энергетики России. Вот поэтому моя работа - это работа моей мечты. Сбывшейся.


43 комментария:

  1. Алена, как хорошо всё объяснила - толково, на пальцах, в красках и картинках, как раз для таких от электричества далеких как я:) Профессия твоя вне сомнений хорошая, дельная и нужная, но самое главное, что ты ей гордишься, любишь её. Завидую по-тихому, по-белому;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, как говорится, и вода точит камень. Верю, что и ты себя найдёшь. Это будет, потому что этого не может не быть!

      Удалить
    2. Алена, согласна 100процентно с Машей) очень просто ты все описала, а главное помогла представить все в образах.
      Эх, хорошо, что у нас оно есть, электричество, и хорошо, что есть люди, им управляющие!)

      Удалить
    3. Алён, спасибо! Заглянула к тебе сегодня, а там такое грустное сообщение, захотелось поговорить с тобой.

      Удалить
    4. Алён, даже не знаю, что сказать...приятно, что кто-то далекий проявляет внимание тогда, когда это должны делать близкие. Спасибо за это)

      Удалить
  2. Алена, описала все супер! Прям как в самом хорошем учебнике для тех кто начинает с нуля. И даже предположить не могла насколько система глобальна. Я думала, что вот есть у нас ГЭС (я из Красноярска), она нас и "кормит". Интересно, а бывает так, что электричества не хватает, вернее сказать наверное мощностей не хватает? И интересно как электричество выглядит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо что оценила! Конечно, я знаю вашу Красноярскую ГЭС, и Красноярскую ГРЭС и Беловскую ГРЭС, и Назаровскую ГРЭС. Там и Саяно-Шушенская недалеко )) Нехватка электричества, конечно, бывает. В вашем регионе нет, потому что очень много электростанций. Можно сказать, что ваши станции работают и на другие энергосистемы - Урала, Средней Волги и Центра. Вот Московский регион постоянно нуждается в электроэнергии - и ночью и днём, потому что очень много сосредоточено всяких крупных потребителей - заводов, да и просто людей очень много живёт. Поэтому и существует такая вот единая огромная энергосистема, что по ней мощность передаётся в любой уголок страны, где требуется. Например, ваша Красноярская ГЭС "кормит" не только Красноярск, но и, допустим, Москву. Это как сообщающиеся сосуды.

      Удалить
    2. А как выглядит электричество? Вот представь себе провод в разрезе, там сидят электроны и колышутся ))) ну на самом деле, электричество никак не выглядит, это волновое движение. А изображают его как синусоиду (из алгебры можно вспомнить).

      Удалить
  3. Да действительно все очень ясно и доходчиво написано )) Я и половины не знала до сегодняшнего дня. Спасибо за действительно полезный и интересный пост! )

    ОтветитьУдалить
  4. Удивительное дело. Очень занимательно задуматься порой, что есть процессы, которые ты не замечаешь, словно собственное дыхание... А замечаешь только если что-то не работает! Страсть как интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Гошаня. И ведь это тольлько верхушка айсберга.

      Удалить
  5. И правда, очень интересно описала..Сразу видно, что любишь свою работу!
    и...Алён, ты , пожалуйста, не наговаривай на Саяно-Шушенскую, у меня там родные живут, мама)))
    Если честно, я сама побаиваюсь, что она когда-нибудь...И в последнее время там какие-то землятрясения, в наших краях, страшно-о-о-о.
    И фото очень красивые, интересно, как ночные фото городов выглядели лет 200 назад, без электричества))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! И... да, я действительно погорячилась в выражениях. Не дай Бог, конечно! Ничего плохого не случится. Я просто хотела подчеркнуть на сколько надёжна наша энергосистема. И я бы вообще хотела очутиться в те времена на какое-то время. Было бы безумно интересно!

      Удалить
    2. Я вспомнила один Новый Год, мама жила тогда за городом, и мы как раз строгали салатики, уже 6 вечера, и -бац, вырубается свет.
      Мы в шоке, праздник же, благо, духовка газовая..Потом включился и ещё пару раз выключался до 12..
      Электрик, наверное, уже наотмечался и решил нас повеселить))
      Так что не так уж далеко мы ушли от прошлого, я часто маленькая уроки при свечах делала))

      Удалить
  6. Алена, если б моя учительница физики объясняла все так же просто, интересно и доходчиво, как ты, возможно, я выбрала бы не журналистику!) Я аж прям с открытым от удивления ртом читала! Спасибо тебе, я из этого поста узнала столько нового, сколько и в гугле бы не нашла.
    Этот удивительно, я раньше думала, что ты до кончиков волос творческий человек и что отдаешь всю себя музыке, а инженером тебе просто приходится работать. А теперь вижу, что твой статус в профиле действительно соответствует реальности на 100%, потому как в тебе невероятно органично уживаются много жизненных направлений. Я горжусь, что знакома с тобой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Тоня, я правда физически и морально не могу заниматься тем, что мне не нравится и не интересно. Я знаю, что многие думают, что инженер это очень скучно, но на самом деле это нереально интересно )) и музыкой я тоже занимаюсь, потому что не могу не заниматься, тоже до безумия люблю писать песни и петь. Да и вообще ведь правда, сколько в мире невероятно интересных дел. Я уверена, что если бы каждый человек занимался тем, что любит, то не было бы несчастлывых людей. Демаю, ты меня понимаешь, Тоня. Ведь правда?

      Удалить
  7. Алена, я поняла страшную вещь -твой блог у меня не отображается в списках чтения*((((( я не вижу обновлений, не могу читать твои интересности*((( Зато я вот к тебе зашла и сразу столько всего прочитала) И поняла самое главное. Но все равно не устаю тобой восхищаться, повелитель ты мой))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюшечка, и что же ты поняла???

      Удалить
    2. поняла то, что блог твой в списке чтения не отображается*(((( я не вижу, что у тебя появляются новые статьи*((((( а почему, не пойму. У меня такое еще с парой блогов происходит.

      Удалить
    3. у меня так же происходит. А так, вообще спасибо!

      Удалить
  8. Ого! Самый научный пост, который я когда-либо читала в блогах! А "повелитель электричества" звучит очень круто!!! Сразу представляю тебя в обтягивающем костюме, на вышке какой-нибудь)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Ничего себе! А это (как бы это сказать), наверное, самый неоправданнолестный комментарий. И ещё надеюсь, у меня в руках нет плётки???

      Удалить
  9. Impressive photos, I especially like the first city one. Such a variety of colours.

    ОтветитьУдалить
  10. http://irinawelker.blogspot.com/2012/03/blog-post_13.html
    Алёна, это тебе - награда!

    ОтветитьУдалить
  11. Какой интересный рассказ и написан так что зачитаешься! В общем я себе представляла, но теперь знаю точно что да как. Спасибо вам.
    Вот читаешь и сразу видно, что человеку интересно это дело, но нельзя так калссно писать о том что не любишь. Я прям завидую. Вот я до сих пор не знаю чем хочу заниматься...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Но ведь у Вас уже есть достойное занятие - Вы - мама!

      Удалить
    2. Тоже верно и мне это нравится. Можно на ты?

      Удалить
    3. Да, разумеется, Лапупундр ))) (нигде не нашла твоего имени)

      Удалить
  12. Так..ты и нам можешь ... ВСЕ ПОЧИНИТЬ !!!! :))))))

    ОтветитьУдалить
  13. Серьезный пост,не часто что-то в этом роде встретишь в блогах! я порадовалась! всегда приятно узнавать что-то новое!\

    Александра

    www.fashion-bridge.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
  14. Интересный блог,подписалась на тебя)
    забавно звучит-повелительница электричества)
    а я учусь на инженера-гидролога и каждый раз очень смеюсь,когда люди напрягают чуть мозги выдают"..а гидролог,-это главный по рекам,типа да?"))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо! Да, инженер-гидролог это звучит гордо!

      Удалить
  15. В некотором роде коллега :)
    По сути я тоже инженер. Только дальше пошла по программированию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. круто!!! преклоняюсь перед программистами. Это одно из немногого на что бы я с удовольствием пошла бы учиться.

      Удалить
  16. Интересно! Преподавать у Вас бы получилось, студенты были бы заинтересованы предметом))) А я - инженер-автоматизатор и постоянно объясняю любопытствующим, что это не то же самое что программист, и задачи у меня совсем другие))) работаю правда не по специальности, но инженерные мозги - это сила!!!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. даже я не очень понимаю, кто такое инженер-автоматизатор )) По логике кто-то, кто что-то автоматизирует )) но да, Вы правы, инженерные мозги - это сила, особенно когда они есть )) а вообще любые мозги - это сила.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...